Портфолио педагога в условиях реализации ФГОС ДОУ.


« Портфолио педагога» в условиях реализации ФГОС ДОУ.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования  дошкольное образовательное учреждение должно владеть технологиями, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и  самоактулизации  личности.
Одним из таких технологий может стать портфолио  педагога - своеобразное досье, собрание его профессионально-личностных достижений, являющееся своего рода визитной карточкой педагога, позволяющее судить о его профессиональных возможностях как специалиста, предоставлять объективную информацию о качестве работы воспитателя и фиксировать динамику его изменения .
Профессиональное развитие педагога ДОУ - длительный процесс, целью которого является формирование «мастера своего дела». Современному воспитателю необходимо быть компетентным, творчески активным , конкурентноспособным , уметь представлять  себя в условиях ДОУ. Поможет в этом подборка материалов , характеризующая  уровень его квалификации и содержащая  основные направления профессионального роста, т.е. портфолио.
Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования.
В наш современный век новых информационных технологий воспитатель обязан идти «в ногу» со временем.
В настоящее время, в образовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах, но при этом, отсутствуют базы данных, позволяющие оперативно и качественно решать некоторые возникающие проблемы, такие как подготовка к аттестации по новой форме или подготовка к некоторым профессиональным конкурсам.
Таким способом накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога и его умение решать задачи своей профессиональной деятельности, может стать создание портфолио педагога.
 
Создание собственного портфолио поможет воспитателю:
 
• систематизировать накопленный опыт,
• определять направление деятельности,
• показать уровень подготовленности активности в учебных видах деятельности,
• отслеживать творческий и профессиональный рост,
• содействовать формированию навыков самооценки,
• позволит презентовать свои достижения и направления деятельности.
 
Можно выделить четыре вида портфолио воспитателя:
  1. Бумажное портфолио - представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.) . Это наиболее привычный вид портфолио.
  2. Портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода - визитка педагога.
  3. Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)
  4. Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.
Основным следует считать электронный вид, т. к. сформировав его, можно получить остальные три:
  1. распечатав на бумаге,
  2. используя собранный материал для создания презентации;
  3. и разместив портфолио в Интернете.
 
За основу создания своего электронного портфолио берётся Приложение к экспертному заключению аттестации педагога по новой форме.
Каждый раздел портфолио формируется на компьютере в отдельную паку, в которую помещают текстовые файлы и электронные копии подтверждающих документов.
  • Общие сведения;
  • Данные о повышение квалификации и сведения об аттестации;
  • Сведения о наградах;
  • Результаты педагогической деятельности;
  • Результаты научно-методической деятельности;
  • Обобщение опыта;
  • Приложение.

Общие сведения – фамилия, имя отчество, год рождения, стаж, сведения об образовании и т. д.

Данные о повышение квалификации и сведения об аттестации – название курсов, дату и место прохождения, количество часов, дату прохождения последней аттестации и сроки прохождения предстоящей.

Сведения о наградах – этот раздел отражает информацию о наградах, почетных званиях, грамотах и благодарностях за педагогическую деятельность, за участие в профессиональных конкурсах, семинарах, конференции. (информацию располажила по степени значимости) .

 
Результаты педагогической деятельности
  • Наличие у воспитанников интереса к познанию.
  • Наличие у воспитанников знаний, умений и навыков.
  • Проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности.
  • Наличие у воспитанников творческих способностей.
  • Формирование у воспитанников личностных качеств (волевых, мотивационных, нравственно-эмоциональных и пр.)
Результаты научно-методическая деятельность – в этом разделе методические материалы, свидетельствующие о профессионализме, такие как: информация о программе, список учебно-методического обеспечения, информация об использовании современных технологий, форм и методов обучения, разработки НОД, список используемых Интернет-рессурсов.
 
В разделе Обобщение и распространение педагогического опыта: конспекты докладов, открытых НОД, мастер-классов, презентации, копии протоколов методических объединений, семинаров, статьи, публикации, методические разработки, ссылки на материалы, размещенные в сети Интернет, работа над темой самообразования.
 
В Приложении фото-, видео- и другие материалы.
 
Следует отметить, что единого образца портфолио не существует, при его создании следует руководствоваться принципами объективности, наглядности, системности и последовательности.
Для распространения педагогического опыта, электронное портфолио лучше размещать в сети Интернет, на своём сайте или сайте учреждения.