Культура речевого общения.


 Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в формировании коммуникативных навыков, а также в совершенствовании тех же умений у их родственников, речь которых должна служить образцом для ребёнка. К сожалению, общаясь с ними, мы довольно часто слышим неграмотную лексику.

      Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Сегодня мы хотим поговорить с вами о культуре речевого общения. Как правильно употребить то или иное слово, какую конструкцию следует выбрать? Также вопросы постоянно возникают у каждого из нас. Каким должен быть тон общения? Давайте вместе подумаем, что же такое культура речи?

     Культура речи – сложное понятие. В быту под ним понимают грамотность. Но ещё и целая отрасль языкознания. В энциклопедии русского языка культура речи трактуется как владение нормами устного и письменного литературного языка, т.е. правилами произношения ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций речь оценивают как правильную или неправильную, допустимую или недопустимую. Класть – ложить, пара носков – пара носок, из школы – со школы. Возможны, и допустимые варианты: творог – творог, свёкла – свекла.

    Правильной речи человек обучается всю жизнь. В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослого. Ребёнок воспринимает не только обращенные к нему высказывания, но и беседы взрослых. Вероятно, многим родителям знакомы случаи, когда ребенок, казалось бы, занятый своим делом, оказывается в курсе происходившего в это время разговора близких. Когда ребёнок подрастет, родители заметят, что он может и ругаться, и кричать на них, и задавать отнюдь не детские вопросы.

    Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на её грамотность, внятность, но и на тон, тематику, выбор слов и выражений. Не существует волшебных таблеток, которые если вложить в уста ребёнка, сделают его красноречивым. Нельзя сердиться на тех, кому искусство свободной живой речи не даётся. Не стоит приходить в отчаянье, если ваш сын или дочь вырастут людьми немногословными, предпочитающими слушать, а не говорить.

    Это тоже неплохо. Но каждому из них мы должны привить вкус к хорошей речи, и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной. 

    Важнейшим условием для того, чтобы дошкольник, а потом и молодой человек овладел культурой речи, является та речевая атмосфера, в которую он погружен с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью необходима важна роль семьи. Ваш ребёнок скоро пойдет в школу. Всем вам хочется, чтобы он учился с интересом, с радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.

    Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему, он должен чувствовать, что эти занятия не скучная, неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он должен обязательно выиграть.

    Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание покажется сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторять за вами готовый ответ.

Предлагаем вам войти с нами в удивительный мир слов.

- Верьте в силу ребёнка и помогите обрести эту веру ему.
- Будьте умелым помощником, оставляя в душе ребёнка ощущение самостоятельности поиска и действия.
- Не давайте ребёнку останавливаться и топтаться на месте, пробуждайте интерес ко всё более трудным задачам.
- Обучайте в игре, ведь детство такая короткая пора для этого увлекательнейшего способа познания.
- Не забывайте о том, что ребёнок очень хочет стать взрослым и подражает вам во всём.
- Будьте искренним, не носите масок.
- Сопереживайте: радуйтесь и огорчайтесь вместе с ребёнком.