Как читать детям сказки
Тест ср, 25/11/2015 - 04:11
Сказка – самый удивительный жанр устного народного творчества.
- Блог пользователя Тест
- Войдите на сайт для отправки комментариев
.jpg)
В ней всё необычно и всё возможно. Через сказку ребёнок получает представление о добре и зле, о ценностях материальных и духовных, о жизни как свершении самых дерзновенных мечтаний во имя любви и правды.
Сказка – великая сила, но ребёнка нужно учить вдумчиво слушать и читать её. Для этого есть разные способы.
Чтение вслух. Полнота восприятия сказки во многом зависит от того, насколько глубоким окажется проникновение в текст, насколько выразительно вы донесёте образы персонажей, передадите и моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям.
Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.
Повторное чтение.Читать и рассказывать сказки надо неоднократно.
При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребёнок вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки.
Пересказ и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать содержание. Однако не пытайтесь сразу напрямую объяснять своими словами содержание и мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить ребёнка возможности прочувствовать то, что он ещё не может осмыслить.
Знакомство с вариантами. Полезно знакомить ребёнка с вариантами сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идёт переоценка услышанного ранее. Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. У них могут появиться и свои собственные придуманные варианты сказок.
Рассматривание иллюстраций учит замечать художественные детали, понимать характеры сказочных героев и их взаимоотношения, чувствовать гамму красок, их эмоциональную выразительность, проникаться чувствами и настроениями, которые выражает рисунок. Многому научит приём сопоставления иллюстраций разных художников. Это помогает детям увидеть новое в уже знакомом, глубже понять смысл сказки. Художник рисунком может многое подсказать ребёнку - надо только научиться вглядываться в детали.
СКАЗКИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМ ДОШКОЛЬНИКАМ
Народные сказки
« Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И.Карнауховой)
« Лисичка – сестричка и серый волк» (обр. О.Капицы)
« Кот – воркот; Котофей Котофеевич»(обр. И.Карнауховой)
« Сивка – бурка» (обр. М.Балатова)
« Хаврошечка» (обр. А.Толстого)
« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр.А.Толстого)
« Царевна – Лягушка» (обр.М.Булатова)
«Василиса Прекрасная» (обр. Афанасьева)
Авторские сказки
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
П.Ершов «Конёк – горбунок» (ч.1)
С.Аксаков «Аленький цветочек»
В.Одоевский «Мороз Иванович»
К.Ушинский «Никита Кожемяка»
А.Ремизов «Зайка»
В.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши – Косые глаза – короткий хвост»;
«Серая шейка»
Н.Телешов «Крупеничка»
П.Бажов «Серебряное копытце»
В.Бианки «Хвосты»; «Как Муравьишка домой спешил»
К.Паустовский «Дремучий медведь»
С.Маршак «Двенадцать месяцев»
Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» (пер. с датского А.Ганзен)
Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» (пер.с англ. К.Чуковского)
«Как было написано первое письмо» (пер.с англ.К.Чуковского)
О. Уайльд «Мальчик – звезда» (пер.с англ. Т.Озерской)
Д.Родари «Мышка, которая ела кошек»
Д.Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски» (пер.с англ. Н.Шерешевской)