Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей третьего года жизни


Игра «Достань игрушку»

Цель: развитие внимания, координации движений, мелкой моторики рук.

Материал: емкость с водой, ракушка или камешек, отличающийся от других камней в емкости.

Содержание: На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камешек или ракушку, разглядывает вместе с малышом. Затем камешек (или ракушка) опускается на дно (глубина не больше 15-20см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.

Игра «Найди шарик»

Цель: Знакомство с качеством предметов – размером, формой. Развитие мелкой моторики рук.

Материал: Емкость с песком (манкой), предметы разной формы и величины.

Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.

Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например, шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины, а также разные мелкие игрушки.

Игра «Печенье»

Цель: Знакомство со свойством песка, развитие моторики и координации движений.

Материал: Две емкости: с сухим и влажным песком, формочки, совочек.

Содержание: В одной емкости находится сухой песок, в другой – влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного цвета и фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует выполнить действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого – можно. При необходимости воспитатель оказывает малышу помощь или руководит его действиями словесно.

Упражнения пальчиковой гимнастики

 Игра «Дружба»

Соединяются одинаковые пальчики рук:

Дружат добрые зверята - пальцы рук соединяются в "замок"
Дружат малые зайчата - ритмичное касание мизинцев обеих рук
Дружат в озере бобры - ритмичное касание безымянных пальцев
Дружат в небе комары - ритмичное касание средних пальцев
Дружат милые ежата - ритмичное касание указательных пальцев
Дружат даже медвежата - ритмичное касание больших пальцев
Вот как разыгрались, по лесу разбежались!  -руки опустить, потрясти кистями

Игра "Колечко"

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца:

Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
И на озеро, к бобру,
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!

Игра "Пчелка"

Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками:

Я пчела, лечу, лечу,
Меда сладкого хочу!
Я лечу, я жужжу,
Я на клевере лежу!

Игра "Ножки"

Указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения производить пальцами левой руки; те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("соревнование"):

Ножки, ножки,
Топ-топ-топ!
Ножки, ножки,
Шлеп, шлеп, шлеп!
Раз шажок, два шажок,
Догони меня дружок!
  • Массаж рук с помощью подручных предметов
  • Упражнение с круглой щеткой для волос.
  • Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
  • Упражнение с решеткой для раковины.

Обычно она состоит из множества клеточек. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".
  • Упражнение с пельменницей.

 Ее поверхность похожа на соты.

 Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?"
  • Упражнение с пробками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

  • Упражнения с грецким орехом.

1. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".

2. Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.